05.02.2016

Вестник Росздравнадзора Выпуск № 6 / 2015

cover.jpgСерёгина И.Ф., Боброва С.В., Иванов И.В

Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в субъектах Российской Федерации

В данном обзоре рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Росздравнадзор 85 органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, внутренний контроль, параметры оценки, Росздравнадзор

В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого органами, организация- ми государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В основу мероприятий оценки контроля качества и безопасности медицинской деятельности положены условия реализации Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г., системой мер которой определены приоритеты государственной политики по со- хранению и укреплению здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышению доступности и качества медицинской помощи. 

В данной статье рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля ка- чества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения 85 органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективная модель управления качеством медицинской помощи предусматривает необходимость планирования мероприятий по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности. На практике сложилась трех стадийность организации основных мероприятий по осуществлению данного процесса: планирование качества, контроль качества и улучшение качества. 

Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, и направлено на то, чтобы в дальнейшем избежать совершенных ошибок. Контроль качества как управленческий инструмент предполагает установление критериев (стандартов) качества, оценку соответствия объекта контроля принятым требованиям и критериям, систему действий в случае несоответствия принятым стандартам, планирование и совершенствование требований стандартов. 

Улучшение качества подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов. По данным, предоставленным органами государственной власти субъектов РФ по вопросу организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2014 г., 59 субъектов РФ (69%) разработали рекомендации регионального уровня по определению порядка организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В 26 субъектах РФ (31%) региональные нормативные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отсутствуют. 

Наиболее полно организационно-методические вопросы проведения внутреннего контроля разработаны и отражены в документах (рекомендациях по организации, положении, типовом порядке, методических рекомендациях) 12 органов исполнительной власти субъектов РФ (14%): Республики Ингушетия, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Тульской областях, г. Санкт-Петербурге. Основные разделы разработанных в субъектах РФ инструктивно-методических документов по организации и проведению внутреннего контроля качества, как правило, включают:

  • критерии; организационные технологии;

  • структуру;

  • порядок проведения;

  • регистрацию результатов;

  • комплекс мер по итогам контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 

  • взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Анализ представленных региональных нормативных правовых актов позволяет выделить такие принципы организации эффективного внутреннего контроля, как: регулярность; 

  • направленность на достижение конкретных результатов (показателей, ключевых индикаторов и т.д.); 

  • объективность; 

  • наличие нескольких повышающих уровней; открытость (публичность) результатов проведенных контрольных мероприятий;

  • ориентация на установление причинных факторов выявленных дефектов с целью их устранения и недопущения в последующем, своевременного принятия по результатам контроля адекватных управленческих решений.

Совершенствование организационных технологий управления качеством в подведомственных медицин- ских организациях, по данным рассматриваемых доку- ментов, осуществляется путем:

1) использования критериев качества:

  • своевременность оказания медицинской помощи — отражает соответствие оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента; 

  • обоснованность оказания медицинской помощи — отражает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 

  • объем оказания медицинской помощи — отражает соответствие полноты оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента; 

  • преемственность оказания медицинской помощи — отражает соблюдение этапности оказания медицинской помощи структурными подразделениями медицинской организации; 

  • безопасность оказания медицинской помощи — отражает оптимальность выбора медицинских технологий при оказании медицинской помощи с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, принятие в случае необходимости адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, а также соблюдение в подразделениях (отделениях) правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и требований к техническому обслуживанию медицинской техники; 

  • эффективность оказания медицинской помощи — отражает достижение целевых показателей оказания медицинской помощи конкретному пациенту;

2) обеспечения контроля выполнения требований к ведению медицинской документации; 

3) обеспечения контроля выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи; 

4) совершенствования лекарственного обеспечения населения; 

5) проведения мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью; 

6) обучения специалистов по вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 

7) совершенствования информационного обеспечения и обмена информацией между заинтересованны- ми сторонами. 

Организация деятельности по внутреннему контро- лю в медицинской организации, согласно предостав- ленным данным, осуществляется, помимо самоконтроля лечащего врача, на трех следующих уровнях:

1) заведующего отделением (подразделением); 

2) заместителей руководителя медицинской организации; 

3) врачебной комиссии медицинской организации.

Читать весь текст


Возврат к списку

Опрос

Насколько в целом Вы удовлетворены наличием необходимой информации на сайте Учреждения?

Видеоматериалы

Михаил Мурашко о правилах надлежащей аптечной практики.
Сергей Глаголев о Нормативных требованиях к подготовке периодической отчетности по фармаконадзору.
Список