12.07.2018

Менеджер здравоохранения 2018 №5

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.В. Пивень – доктор медицинских наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, piven_dv@mail.ru

И.С. Кицул - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, zdravirk@mail.ru

 И.В. Иванов – кандидат медицинских наук, Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия expert@cmkee.ru

С начала 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее Росздравнадзор) при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности стали использоваться проверочные листы (списки контрольных вопросов). 

Полагаем, что данное новшество требует со стороны медицинских организаций всестороннего осмысления, анализа и, что самое важное, формулировки новых задач в части совершенствования работы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Прежде всего, отметим, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) следует рассматривать как явление гораздо более широкое и сложное, нежели только как частный инструмент контроля, касающийся исключительно проверяющих и проверяемых. 

В одной из наших публикаций мы уже рассказывали о появлении новых инструментов контроля [13], однако в связи с масштабностью реформы контрольно-надзорной деятельности, проводимой в настоящее время в Российской Федерации и касающейся всех без исключения медицинских организаций, кратко напомним об основных документах, регламентирующих эту работу. Ещё в 2016 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р был утверждён План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы. Однако уже 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (далее Программа), срок реализации которой рассчитан до 2025 года. Необходимо подчеркнуть, что на первом месте среди основных целевых показателей Программы стоит такой показатель, как снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) на 50%. Программой также определён перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых реализуются мероприятия по реформированию. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов)».То есть именно пункт 9.1. Постановления N 1152 определяет конкретный механизм использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Несмотря на то, что в данном пункте, безусловно, важно и значимо каждое слово, следует обратить внимание медицинских организаций и на содержащееся в нём совершенно чёткое указание на то, что «проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан». Иными словами, именно этот тезис Постановления N 1152 чётко говорит о том, что медицинская организация сможет предоставить надзорному органу необходимую и достаточную информацию по вопросам проверочных листов только в том случае, когда она обеспечит выполнение обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В свою очередь конкретный ответ на вопрос о том, а что это за требования и где с ними можно ознакомиться, даёт Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утверждённый приказом Росздравнадзора от 27 апреля 2017 г. № 4043 (далее Приказ № 4043). Данный Перечень детализирован на соответствующие перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования в части: контроля качества и без-опасности медицинской деятельности; надзора в сфере обращения лекарств; контроля за обращением медицинских изделий; лицензионного контроля медицинской деятельности, фармацевтической деятельности; деятельности по обороту наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и культивированию наркосодержащих растений. С указанными выше перечнями напрямую корреспондируют контрольные вопросы проверочных листов, предоставить ответы на которые при проведении плановых проверок и должны медицинские организации.

Статья "Проверочные листы"

Возврат к списку

Опрос

Насколько в целом Вы удовлетворены наличием необходимой информации на сайте Учреждения?

Видеоматериалы

Михаил Мурашко о правилах надлежащей аптечной практики.
Сергей Глаголев о Нормативных требованиях к подготовке периодической отчетности по фармаконадзору.
Список