03.04.2015
Вестник Росздравнадзора Выпуск № 2 / 2013А.Н. Шаронов, SharonovAN@roszdravnadzor.ru С.В. Ковалёв, KovalevSV@roszdravnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Управление организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению В настоящее время имеется необходимость четкого разграничения полномочий между органами государственной власти, в первую очередь, между Росздравнадзором, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Государственный и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности: разграничение полномочий между Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Термин «контроль качества и безопасности медицинской деятельности» введен Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 85 этого закона, контроль качества и безопасности медицинской деятельности является составной частью понятия «контроль в сфере охраны здоровья». Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. При этом порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации, а сам государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Российской Федерации) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении подведомственных им органов и организаций. В рамках разработки и принятия подзаконных нормативных актов по реализации Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 утверждено Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется Росздравнадзором, Рострудом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан проект приказа, утверждающего Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в настоящее время проходит процедуру регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации). Данным Порядком осуществление ведомственного контроля возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении подведомственных им органов и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность организаций. С учетом изложенного имеется необходимость четкого разделения полномочий между упомянутыми органами государственной власти, в первую очередь, между Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В таблице 1 показано, каким путем осуществляется государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152. Таблица 1. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
В таблице 2 представлено проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в соответствии с проектом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации). Таблица 2. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Однако, кроме положений законодательных и нормативных правовых актов, касающихся государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, существует еще ряд полномочий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенных другими законодательными и нормативными правовыми документами. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук). Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности конкретизированы, и с 1 января 2013 г. к ним относится лицензирование медицинской деятельности: - медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; - индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Положением определено, что лицензионный контроль включает, в т.ч., проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России, и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Одновременно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на Росздравнадзор возложены контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации данного полномочия. Кроме того, ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесен ряд полномочий, к числу которых относятся: - защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; - организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. При этом отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. Итак, исходя из требований законодательных и нормативных правовых документов, полномочия Росздравнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, могут быть распределены следующим образом (табл. 3). Таблица 3. Распределение полномочий Росздравнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1. Контроль соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья
2. Контроль соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи
3. Осуществление лицензирования медицинской деятельности и лицензионного контроля
4. Контроль соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований
5. Контроль соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению)
6. Контроль соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности
7. Контроль осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций
8. Контроль соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
9. Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности
Материалы предоставлены журналом "Вестник Росздравнадзора"
ВходОпросВидеоматериалыМихаил Мурашко о правилах надлежащей аптечной практики.
Сергей Глаголев о Нормативных требованиях к подготовке периодической отчетности по фармаконадзору.
|