Вестник Росздравнадзора Выпуск № 6 / 2015

5 February 2016

cover.jpgСерёгина И.Ф., Боброва С.В., Иванов И.В

Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в субъектах Российской Федерации

В данном обзоре рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Росздравнадзор 85 органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, внутренний контроль, параметры оценки, Росздравнадзор

В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого органами, организация- ми государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В основу мероприятий оценки контроля качества и безопасности медицинской деятельности положены условия реализации Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г., системой мер которой определены приоритеты государственной политики по со- хранению и укреплению здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышению доступности и качества медицинской помощи. 

В данной статье рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля ка- чества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения 85 органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективная модель управления качеством медицинской помощи предусматривает необходимость планирования мероприятий по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности. На практике сложилась трех стадийность организации основных мероприятий по осуществлению данного процесса: планирование качества, контроль качества и улучшение качества. 

Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, и направлено на то, чтобы в дальнейшем избежать совершенных ошибок. Контроль качества как управленческий инструмент предполагает установление критериев (стандартов) качества, оценку соответствия объекта контроля принятым требованиям и критериям, систему действий в случае несоответствия принятым стандартам, планирование и совершенствование требований стандартов. 

Улучшение качества подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов. По данным, предоставленным органами государственной власти субъектов РФ по вопросу организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2014 г., 59 субъектов РФ (69%) разработали рекомендации регионального уровня по определению порядка организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В 26 субъектах РФ (31%) региональные нормативные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отсутствуют. 

Наиболее полно организационно-методические вопросы проведения внутреннего контроля разработаны и отражены в документах (рекомендациях по организации, положении, типовом порядке, методических рекомендациях) 12 органов исполнительной власти субъектов РФ (14%): Республики Ингушетия, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Тульской областях, г. Санкт-Петербурге. Основные разделы разработанных в субъектах РФ инструктивно-методических документов по организации и проведению внутреннего контроля качества, как правило, включают:

  • критерии; организационные технологии;

  • структуру;

  • порядок проведения;

  • регистрацию результатов;

  • комплекс мер по итогам контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 

  • взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Анализ представленных региональных нормативных правовых актов позволяет выделить такие принципы организации эффективного внутреннего контроля, как: регулярность; 

  • направленность на достижение конкретных результатов (показателей, ключевых индикаторов и т.д.); 

  • объективность; 

  • наличие нескольких повышающих уровней; открытость (публичность) результатов проведенных контрольных мероприятий;

  • ориентация на установление причинных факторов выявленных дефектов с целью их устранения и недопущения в последующем, своевременного принятия по результатам контроля адекватных управленческих решений.

Совершенствование организационных технологий управления качеством в подведомственных медицин- ских организациях, по данным рассматриваемых доку- ментов, осуществляется путем:

1) использования критериев качества:

  • своевременность оказания медицинской помощи — отражает соответствие оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента; 

  • обоснованность оказания медицинской помощи — отражает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 

  • объем оказания медицинской помощи — отражает соответствие полноты оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента; 

  • преемственность оказания медицинской помощи — отражает соблюдение этапности оказания медицинской помощи структурными подразделениями медицинской организации; 

  • безопасность оказания медицинской помощи — отражает оптимальность выбора медицинских технологий при оказании медицинской помощи с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, принятие в случае необходимости адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, а также соблюдение в подразделениях (отделениях) правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и требований к техническому обслуживанию медицинской техники; 

  • эффективность оказания медицинской помощи — отражает достижение целевых показателей оказания медицинской помощи конкретному пациенту;

2) обеспечения контроля выполнения требований к ведению медицинской документации; 

3) обеспечения контроля выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи; 

4) совершенствования лекарственного обеспечения населения; 

5) проведения мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью; 

6) обучения специалистов по вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 

7) совершенствования информационного обеспечения и обмена информацией между заинтересованны- ми сторонами. 

Организация деятельности по внутреннему контро- лю в медицинской организации, согласно предостав- ленным данным, осуществляется, помимо самоконтроля лечащего врача, на трех следующих уровнях:

1) заведующего отделением (подразделением); 

2) заместителей руководителя медицинской организации; 

3) врачебной комиссии медицинской организации.

Читать весь текст


Back to the list

Poll

What the polls do you prefer?

Live Broadcast
Video "On the Procedure for the preparation of documents for the purpose of"
Video "Gos. Registration of medical devices"
In this paper, which was attended by more than 500 experts from 59 regions of the country
Список